Александра Горева-Куртышева: ограничивающие убеждения заставляют нас верить, что мы на что-то неспособны

Александра Горева-Куртышева, собственник EdTech компании, автор программы подготовки методологов и наставников в сфере онлайн-образования, рассказала Glove про неочевидные ограничивающие убеждения и поделилась личным алгоритмом работы с ними
Ограничивающие убеждения — это самые обычные на вид фразы, которые живут в нашей голове и заставляют нас верить, что мы на что-то неспособны.
В истории есть множество примеров того, как человек, не зная про «ограничения», совершал невозможное. Например, Джордж Данциг, известный математик, будучи студентом решил две известные нерешаемые статистические задачи, с которыми прежде не справился даже Альберт Эйнштейн. Данциг просто опоздал к началу лекции, а потому, не услышав «что решить задачи невозможно», переписал их с доски в качестве домашней работы.

Британский легкоатлет и врач Роджер Баннистер первым в мире пробежал милю быстрее 4 минут. Этот рекорд не могли поставить более 50 лет, кроме того, существовала научно-обоснованная теория, доказывающая, что это невозможно. Баннистер преодолел этот барьер и уже спустя 6 недель его рекорд был побит.

Работа с «невозможным» ускоряет прогресс. Если вы выбираете стратегию развития и улучшения своей личной жизни, здоровья, бизнеса, то работа с ограничивающими убеждениями должна стать вашей регулярной практикой.
Какими бывают ограничивающие убеждения
Ограничивающие убеждения могут быть направлены на себя, например «я недостаточно умна для этого», «такие как я ничего не достигают в работе». А могут быть сформулированы про других людей и в целом про жизнь, например «все хорошие руководители — бесчувственные тираны».

Есть довольно очевидные ограничения, подобные тем, что перечислены выше. Они сами бросаются в глаза, так как заставляют нас воспринимать себя и окружение негативно.

Однако есть и более хитрые формулировки, которые не относятся к классическим ограничивающим убеждениям и с виду кажутся достаточно безобидными, но в определенном контексте они также блокируют наш прогресс. Давайте разберём три примера таких коварных словосочетаний.

Я УЖЕ ЭТО ДЕЛАЛ

В мои образовательные программы и в личную работу приходят умные, образованные люди, которые нередко обращаются ко мне после неудачного опыта работы с другими консультантами. Когда мы разбираем «проблемные зоны», в которых у человека что-то не получается, я часто слышу фразу «да, я уже делал это», за которой как правило следует какое-то «но». В таком случае первое, что нужно провести — это поиск и нейтрализацию ограничений.

Фразой «я уже это делал» мы часто разрешаем себе не повторять то, что нам не очень понравилось. Фактически мы ставим крест на каком-то инструменте, направлении бизнеса или на себе («я делал, у меня не получилось, я не создан для этого»). Мы убеждаем себя в собственной несостоятельности, хотя в действительности нужно просто провести работу над ошибками.

Я ЭТО УЖЕ ЗНАЮ

Очень крутая фраза, на которой я периодически ловлю себя лично. Чаще всего она проявляется у людей компетентных, уже состоявшихся в определенной области.

Если «я знаю», то зачем учиться дальше? Это убеждение провоцирует саботаж и мешает развитию. Однако знания не статичны и быстро устаревают. Отказываясь от постоянного повышения квалификации мы не просто остаемся на месте, а откатываемся назад.

У МЕНЯ И ТАК ВСЁ ХОРОШО

Если «все и так хорошо», то зачем что-то менять? Зачем мечтать и ставить цели, зачем следить за здоровьем и формировать полезные привычки?

Эта фраза моя любимая.
Алгоритм работы с ограничивающими убеждениями
Методолог сам не обязан быть специалистом в той области, которой посвящен образовательный проект. Это умный помощник, советник по вопросам передачи знаний. Он может проверить достоверность данных, собрать аналитику по определенному вопросу, структурировать материалы, однако хороший методолог не набивается в соавторы и не пишет курс вместо эксперта.

Методолог не только помогает запустить образовательный продукт, но также может сопровождать уже работающий курс и даже продолжает работать с экспертом после завершения обучения, когда надо проанализировать результаты учеников, собрать обратную связь, при необходимости внести в программу изменения.

Из личного опыта добавлю, что методолог полезен как при работе над большими программами, так и при проектировании мастер-класса, выступлений на конференции, разработке наставничества.
Освоить методологию стоит любому
Я изучаю эту тему со времён получения первого высшего образования в области педагогики и психологии. Есть множество техник, но не все они подходят для самостоятельного использования.

На основе того, что мне удалось узнать с 2009 года, а также на фундаменте личного опыта работы с блокирующими фразами и ограничивающими убеждениями, получился этот простой алгоритм. Для того, чтобы им пользоваться, не нужна особая подготовка, нужно только ваше желание.

Шаг 1 — Поймать за хвост

Зафиксируйте фразу, которую часто произносите. Проанализируйте без спешки ее смысл — эта фраза приближает вас к результату? Что вы теряете, оставаясь с таким убеждением?

Подсказка: ограничивающие убеждения — это то, что вы априори считаете правдой, то, что как будто не требует доказательств. Зачастую сама формулировка содержит абсолюты и обобщения — «всегда», «никогда», «все», «каждый».

Когда вы ловите себя на фразе, содержащей такие слова, задайтесь вопросами: «Действительно все? Действительно всегда? А может есть исключения?»

Шаг 2 — Исследовать контекст

Задумайтесь, в каких ситуациях та самая фраза крутится в голове? Каким людям и в каких обстоятельствах вы так отвечаете? Иногда создаётся особенно подходящая атмосфера и мы начинаем просто фонтанировать ограничивающими убеждениями. Для некоторых из нас контекстом становится встреча со старыми друзьями, в ком-то «поток ограничений» вырывается при чтении социальных сетей с чужими «историями успеха».

Такое исследование помогает нам быть более внимательными к своим мыслям и словам в определенных обстоятельствах, а значит более эффективно «ловить за хвост» всё то, что мешает.

Шаг 3 — Произвольное переключение + инверсия

Шаг, во время которого важно совершить переход из состояния «как есть» в состояние «как хочу».
Меняйте поведение с действительного на желаемое. Простой пример — если в состоянии «я и так все знаю» вы не ведете конспект, отвлекаетесь на телефон, все время задерживаетесь с перерывов, то в состоянии «я готов учиться» вы все фиксируете в блокнот, не прикасаетесь к гаджетам и обращаете внимание на личную дисциплину.

Шаг 4 — Закрепление успеха

Мозг хитер: если он не увидит выгод нового поведения, то обязательно вернется к старым привычкам. Фиксируйте (лучше письменно) все результаты: как большие, так и маленькие.

Вообще замечать свои результаты — это целый навык. Очень легко обесценивать, говорить «я бы мог лучше», «ничего особенного», «а вот у соседа».

Я результаты не просто фиксирую, а праздную. Покупаю себе подарки, делюсь успехами с близкими и учениками.

Работа с ограничивающими убеждениями — постоянный процесс. И хорошая новость в том, что результаты видны сразу. Используйте алгоритм и меняйте свою жизнь. Даже самые глобальные перемены начинаются с небольших регулярных действий.
Задать вопрос или оставить заявку
Перейти в личный канал Александры
Индивидуальный предприниматель

Горева-Куртышева Александра Александровна

ИНН: 246212538610

ОГРНИП: 317246800071306

Адрес: 141402, г. Химки, ул. Пролетарская, д. 6