13.06.2022

Александра Горева-Куртышева: ограничивающие убеждения заставляют нас верить, что мы на что-то неспособны

Александра Горева-Куртышева, собственник EdTech компании, автор программы подготовки методологов и наставников в сфере онлайн-образования, рассказала Glove про неочевидные ограничивающие убеждения и поделилась личным алгоритмом работы с ними
Ограничивающие убеждения — это самые обычные на вид фразы, которые живут в нашей голове и заставляют нас верить, что мы на что-то неспособны.
В истории есть множество примеров того, как человек, не зная про «ограничения», совершал невозможное. Например, Джордж Данциг, известный математик, будучи студентом решил две известные нерешаемые статистические задачи, с которыми прежде не справился даже Альберт Эйнштейн. Данциг просто опоздал к началу лекции, а потому, не услышав «что решить задачи невозможно», переписал их с доски в качестве домашней работы.

Британский легкоатлет и врач Роджер Баннистер первым в мире пробежал милю быстрее 4 минут. Этот рекорд не могли поставить более 50 лет, кроме того, существовала научно-обоснованная теория, доказывающая, что это невозможно. Баннистер преодолел этот барьер и уже спустя 6 недель его рекорд был побит.

Работа с «невозможным» ускоряет прогресс. Если вы выбираете стратегию развития и улучшения своей личной жизни, здоровья, бизнеса, то работа с ограничивающими убеждениями должна стать вашей регулярной практикой.

Какими бывают ограничивающие убеждения

Ограничивающие убеждения могут быть направлены на себя, например «я недостаточно умна для этого», «такие как я ничего не достигают в работе». А могут быть сформулированы про других людей и в целом про жизнь, например «все хорошие руководители — бесчувственные тираны».

Есть довольно очевидные ограничения, подобные тем, что перечислены выше. Они сами бросаются в глаза, так как заставляют нас воспринимать себя и окружение негативно.

Однако есть и более хитрые формулировки, которые не относятся к классическим ограничивающим убеждениям и с виду кажутся достаточно безобидными, но в определенном контексте они также блокируют наш прогресс. Давайте разберём три примера таких коварных словосочетаний.

Я УЖЕ ЭТО ДЕЛАЛ

В мои образовательные программы и в личную работу приходят умные, образованные люди, которые нередко обращаются ко мне после неудачного опыта работы с другими консультантами. Когда мы разбираем «проблемные зоны», в которых у человека что-то не получается, я часто слышу фразу «да, я уже делал это», за которой как правило следует какое-то «но». В таком случае первое, что нужно провести — это поиск и нейтрализацию ограничений.

Фразой «я уже это делал» мы часто разрешаем себе не повторять то, что нам не очень понравилось. Фактически мы ставим крест на каком-то инструменте, направлении бизнеса или на себе («я делал, у меня не получилось, я не создан для этого»). Мы убеждаем себя в собственной несостоятельности, хотя в действительности нужно просто провести работу над ошибками.

Я ЭТО УЖЕ ЗНАЮ

Очень крутая фраза, на которой я периодически ловлю себя лично. Чаще всего она проявляется у людей компетентных, уже состоявшихся в определенной области.

Если «я знаю», то зачем учиться дальше? Это убеждение провоцирует саботаж и мешает развитию. Однако знания не статичны и быстро устаревают. Отказываясь от постоянного повышения квалификации мы не просто остаемся на месте, а откатываемся назад.

У МЕНЯ И ТАК ВСЁ ХОРОШО

Если «все и так хорошо», то зачем что-то менять? Зачем мечтать и ставить цели, зачем следить за здоровьем и формировать полезные привычки?

Эта фраза моя любимая.

Алгоритм работы с ограничивающими убеждениями

Я изучаю эту тему со времён получения первого высшего образования в области педагогики и психологии. Есть множество техник, но не все они подходят для самостоятельного использования.

На основе того, что мне удалось узнать с 2009 года, а также на фундаменте личного опыта работы с блокирующими фразами и ограничивающими убеждениями, получился этот простой алгоритм. Для того, чтобы им пользоваться, не нужна особая подготовка, нужно только ваше желание.

Шаг 1 — Поймать за хвост

Зафиксируйте фразу, которую часто произносите. Проанализируйте без спешки ее смысл — эта фраза приближает вас к результату? Что вы теряете, оставаясь с таким убеждением?

Подсказка: ограничивающие убеждения — это то, что вы априори считаете правдой, то, что как будто не требует доказательств. Зачастую сама формулировка содержит абсолюты и обобщения — «всегда», «никогда», «все», «каждый».

Когда вы ловите себя на фразе, содержащей такие слова, задайтесь вопросами: «Действительно все? Действительно всегда? А может есть исключения?»

Шаг 2 — Исследовать контекст

Задумайтесь, в каких ситуациях та самая фраза крутится в голове? Каким людям и в каких обстоятельствах вы так отвечаете? Иногда создаётся особенно подходящая атмосфера и мы начинаем просто фонтанировать ограничивающими убеждениями. Для некоторых из нас контекстом становится встреча со старыми друзьями, в ком-то «поток ограничений» вырывается при чтении социальных сетей с чужими «историями успеха».

Такое исследование помогает нам быть более внимательными к своим мыслям и словам в определенных обстоятельствах, а значит более эффективно «ловить за хвост» всё то, что мешает.

Шаг 3 — Произвольное переключение + инверсия

Шаг, во время которого важно совершить переход из состояния «как есть» в состояние «как хочу».
Меняйте поведение с действительного на желаемое. Простой пример — если в состоянии «я и так все знаю» вы не ведете конспект, отвлекаетесь на телефон, все время задерживаетесь с перерывов, то в состоянии «я готов учиться» вы все фиксируете в блокнот, не прикасаетесь к гаджетам и обращаете внимание на личную дисциплину.

Шаг 4 — Закрепление успеха

Мозг хитер: если он не увидит выгод нового поведения, то обязательно вернется к старым привычкам. Фиксируйте (лучше письменно) все результаты: как большие, так и маленькие.

Вообще замечать свои результаты — это целый навык. Очень легко обесценивать, говорить «я бы мог лучше», «ничего особенного», «а вот у соседа».

Я результаты не просто фиксирую, а праздную. Покупаю себе подарки, делюсь успехами с близкими и учениками.

Работа с ограничивающими убеждениями — постоянный процесс. И хорошая новость в том, что результаты видны сразу. Используйте алгоритм и меняйте свою жизнь. Даже самые глобальные перемены начинаются с небольших регулярных действий.