2.06.2022


Маркетинг

Кто такой методолог: все, что нужно знать о новой востребованной онлайн-профессии

Методолог — это специалист, который занимается поиском, оцифровкой и изобретением лучших работающих приемов (методов) в абсолютно разных направлениях. Есть, например, методологи в IT, которые улучшают программное обеспечения. Есть методологи в бизнесе, которые систематизируют все процессы. Но особой популярностью в последнее время пользуются методологи в области онлайн-образования.

Что конкретно делает человек, задача которого — создать идеальный курс с гарантированным результатом? Почему спрос на таких специалистов превышает предложение, а зарплата методолога онлайн-школы сопоставима со ставкой руководителя среднего звена? Разбираемся вместе.

Онлайн-образование популярно как никогда

Спрос на методологов в сфере онлайн-обучения сейчас довольно высок. Еще в 2020 году, когда мир охватила пандемия, а люди начали переходить на удаленку, интерес к дистанционному обучению вырос в несколько раз. Оказалось, что для того, чтобы передавать свои знания и учить профессионально, нужно разбираться в сложнейших процессах, а в идеале вообще быть выпускником педагогического ВУЗа. Не каждый состоявшийся практик, который хочет учить, готов вернуться за парту, чтобы получить педагогическое образование и обучать как профессионал.

При этом учить интуитивно «как получится» — тоже плохой вариант. Двигаясь методом проб и ошибок, можно испортить себе нервы и репутацию. Ведь результат интуитивного обучения непредсказуем, а значит среди выпускников будет много недовольных.

Выход — привлечь к делу эксперта. Человека, который способен в каждом конкретном уникальном случае, руководствуясь законами педагогики и андрагогики (науки об обучении взрослых), создать результативное образовательное пространство.

Создаст новое и улучшит существующее

Методолог может прийти как в новый, так и в действующий проект.
Обычно запрос со стороны автора звучит так: «Мне нужно, чтобы все ученики получали пользу». Задача методолога перевести такую формулировку в метрики:

  • что такое польза и чем она измеряется в каждом конкретном курсе?
  • кто является «типичным учеником», что уже знает и умеет этот человек?
  • сколько у нас есть времени на передачу знаний?
  • готов ли сам автор вовлекаться в процесс обучения или ему для ведения группы понадобятся помощники-наставники?
Ответы на эти и другие вопросы определяют качество образовательного продукта. Методолог решает множество задач, вот лишь некоторые из них:
  • проработка логичной архитектуры образовательного продукта (темы, модули, уроки);
  • фиксация измеримого результата и образовательной траектории — становится понятно, как нужно организовать практику (домашние задания, стажировки, экзамены), чтобы каждый ученик стал успешным выпускником программы;
  • оцифровка авторства — делается акцент на уникальных инструментах и подходах конкретного эксперта, которые влияют не только на качество обучения, но и помогают ему выгодно отстроиться от конкурентов.
Когда я работаю с авторами как методолог, то кроме всего вышеперечисленного мы обязательно касаемся продуктовой образовательной системы. В результате такой работы появляется карта продуктов.

Если у автора есть только один курс, он неизбежно будет выгорать на работе, ведь в таком случае огромное количество сил будет уходить на привлечение новых клиентов. Но если существует несколько логично дополняющих друг друга образовательных программ, можно начать работать с «теплой аудиторией» и выйти на совершенно другой уровень бизнеса.

Не заменяет автора, а помогает ему

Методолог сам не обязан быть специалистом в той области, которой посвящен образовательный проект. Это умный помощник, советник по вопросам передачи знаний. Он может проверить достоверность данных, собрать аналитику по определенному вопросу, структурировать материалы, однако хороший методолог не набивается в соавторы и не пишет курс вместо эксперта.

Методолог не только помогает запустить образовательный продукт, но также может сопровождать уже работающий курс и даже продолжает работать с экспертом после завершения обучения, когда надо проанализировать результаты учеников, собрать обратную связь, при необходимости внести в программу изменения.

Из личного опыта добавлю, что методолог полезен как при работе над большими программами, так и при проектировании мастер-класса, выступлений на конференции, разработке наставничества.


Освоить методологию стоит любому

Нужно ли учиться методологии «для себя»? Этот вопрос мне часто задают на открытых мероприятиях люди, которые планируют прийти на курс по методологии, но не уверены, что будут работать в этом направлении.

Имея высшее педагогическое образование и опыт работы в методологии более 12 лет, я уверена, что учиться в этом направлении нужно всем.

  1. Авторам образовательных программ методология поможет структурировать знания, опыт и начать давать ученикам то, что действительно работает.
  2. Продюсерам, маркетологам и другим специалистам, работающим в сфере онлайн-образования, знание методологии позволит постоянно улучшать продукт и таким образом влиять на продажи.
  3. Тем, кто пока не имеет никакого отношения к сфере онлайн-образования, методология поможет понять, по каким законам здесь живут успешные экологичные бизнесы.
Записаться на курс и пройти профильное обучение стоит еще и потому, что это самый простой способ найти хорошего методолога в свою команду из числа однокурсников.

Из-за высокой востребованности многие компании берут методологов в штат прямо во время прохождения профильного курса. Мои ученики еще на этапе подготовки первого проекта получают доступ к клиентам, которые записались в лист ожидания.

Тем, кто хотел бы освоить инструментарий методологии, я рекомендовала бы рассмотреть разные варианты. Выбор довольно велик: от программ подготовки в университете до курсов повышения квалификации.