Декабрь 2022 г.

Бизнес-игры, которые помогут поднять продажи и сплотить коллектив

Элементы игры стали частью бизнес-стратегий управления персоналом и общения с заказчиками. Компании внедряют бонусные баллы, ранги и статусы для клиентов, чтобы повышать их лояльность, стимулировать повторные покупки. Для сотрудников устраивают соревнования, чтобы они лучше выполняли планы. Предлагаю простые игры, которые вы сможете протестировать и оценить результат.

Почему игры подойдут любой компании

Раньше в работе с командой я не использовала игры. Мне казалось, это несерьезный подход, к тому же затратный по времени. Но когда первый раз ввела игровой элемент в своем коллективе, увидела, что это положительно влияет на коллег, вовлекает в работу.
Игры можно использовать для разных целей.

Сплотить коллектив. Кроме рутинной работы у сотрудников появляется общий интерес. Они вместе пробуют новое, достигают целей.

Познакомить отделы. Иногда в компаниях отделы существуют обособленно друг от друга. Показать суть работы каждого из них можно в игре. Например, провести викторины с призами на тему деятельности разных подразделений компании или организовать квесты.

Повысить мотивацию в работе. Игра, в финале которой есть приз, повышает мотивацию. И дело не только в материальном удовлетворении, но и в соревновательном интересе. У сотрудников или руководителей появляется желание двигаться вперед (рисунок). Ниже приведу примеры двух игр, которые чаще всего помогали мне добиться быстрых результатов в работе коллектива.

Игра «Герой нашего времени»

Задача. Эту игру внедряю в отделах продаж, чтобы поддержать мотивацию, выполнить планы и провести фокусную работу с показателями, которые проседают: привлечь новых клиентов, вернуть ушедших ит.д.

Игру можно адаптировать для любого подразделения компании, не только для отдела продаж.

Условия. Игра предусматривает регулярные, еженедельные и ежемесячные, награждения сотрудников в номинациях «Самый высокий средний чек», «Самая большая сумма сделки» и других.

Выбор номинаций зависит от фокуса внимания. Можно связывать награды с уровнем клиентоориентированности, с показателем повторных продаж.

Система баллов. Эффект будет выше, если номинации можно «коллекционировать» и получать от этого выгоду. Например, если менеджер за квартал победил в трех разных номинациях, то в конце отчетного периода он получает повышенную премию или оплачиваемый отгул.

Как внедрить игру. 1. Сформируйте пул номинаций, которые подходят под задачи вашего бизнеса.

2. Установите единые день и время подведения итогов. Это может быть конец недели,
месяца или квартала.

3. Подогревайте интерес к игре. Периодически в течение недели показывайте прогресс — потенциальных победителей в разных номинациях. Заведите таблицу успехов, которую будут видеть все сотрудники.

4. Создайте набор значимых наград: премия, дополнительный выходной, обучение и пр.

Пример

В «Героя нашего времени» решили сыграть в агентстве, которое занималось продажей и размещением интернет-рекламы. Руководство хотело активнее продвигать новую медиаплощадку, а менеджеры предлагали ее клиентам неохотно. Они выполняли планы за счет уже известных им платформ.
Все номинации были связаны с успехами в продажах новой медиаплощадки. Если менеджер превышал КРI, то бонусы получал не только он, но и другие члены команды.
В итоге с помощью простой игры решили сразу несколько ключевых задач: менеджеры лучше узнали новый продукт и научились демонстрировать клиентам его сильные стороны, объем продаж увеличился на 30 процентов.

Игра «Секретный даритель»

Задача. Она напоминает игру «Тайный Санта», которая популярна в предновогоднее время. Но, в отличие от разового обмена подарками, игра «Секретный даритель» обычно продолжается от двух до шести месяцев. Она учит взаимному вниманию, совершенствует навыки делать подарки и принимать их с благодарностью.

Условия. Вот простой вариант «Секретного дарителя». Каждый месяц коллег распределяют случайным образом и каждый сотрудник тайно получает имя. Задача — в течение месяца выяснить, что нравится этому человеку, и сделать ему приятное. Главное — не выдать при этом себя. Например, вы узнали, что ваш коллега, имя которого было написано на карточке, любит капучино. Утром вы покупаете стаканчик кофе, пишете на нем доброе пожелание и оставляете на рабочем столе.

Варианты игры. Существует много вариаций «Секретного дарителя». В моей практике в правила игры вместо подарков однажды добавили полезные действия: сотрудники учили друг друга, помогали коллегам из смежных подразделений в работе, совместно адаптировали новичков. Так в компании внедрили наставничество, поработали над тем, чтобы сплотить коллектив.

Как внедрить игру. 1. Подготовьте мотивирующую речь о том, что подарки важны в нашей жизни, и сформируйте первый состав участников игры.

2. Проведите жеребьевку.

3. Подогревайте интерес к игре, активно включайтесь лично, сами выступайте в роли секретного дарителя.

4. Мотивируйте сотрудников делиться фотографиями своих подарков и благодарностями в общем чате или на корпоративном портале.

Пример

Игру «Секретный даритель» внедряли в крупном федеральном банке. Хотели повлиять на общую мотивацию и качество рабочих отношений между разными подразделениями. Под эту задачу подходил простой вариант с подарками.

По итогам первых двух месяцев «Секретный даритель» был самым часто упоминаемым позитивным нововведением в результатах опроса.
После успешного трехмесячного тестирования игры в банке внедрили более сложный вариант — взаимное обучение. Сотрудники разных подразделений стали проводить друг для друга лекции. В таком формате игра сработала неожиданным образом. Через такие лекции коллеги стали лучше понимать специфику работы друг друга и причины своих ошибок. В итоге стало меньше конфликтов между сотрудниками разных отделов, текучесть кадров снизилась на 10 процентов.
Важный момент при внедрении игрового решения — поддержка руководителя. Если сотрудники видят ваш настрой, если вы лично вручаете награды и подарки, то и результат будет быстрым и позитивным.
Игра учит сотрудников эффективно взаимодействовать и решать задачи, работать сообща. По моему опыту, после того как прошла игра, 80 процентов сотрудников признались, что установили контакты с коллегами. У сотрудников растет уверенность в своей компании, повышается КПД, увеличиваются продажи.